Большое Алматинское озеро. Сюрпризы Тянь-Шаня

В высокогорных массивах снег двухметровым слоем лежит до середины мая, а новый выпадает уже в конце сентября. Только лето считается благоприятным для пешего похода в Тянь-Шаньские горы. Именно поэтому мы и оказались там в конце июня.

Большое Алматинское озеро

Оглавление

Начать путешествие запланировали через ущелье реки Малая Алматинка с выходом к Большому Алматинскому озеру (БАО).

К БАО через перевал Джусалы-Кезень

Как же мы растерялись, когда, прилетев из Москвы в Алматы узнали, что по дороге к озеру сошла сель, полностью перекрыв путь. Поразмышляли над картой и решили добраться до санатория Алмарасан, подняться соседним ущельем реки Проходная и добраться БАО через перевал Джусалы-Кезень. Конечно, мы теряли время в самом начале путешествия, а оно могло очень понадобиться на сложных перевалах и ледниках. Но ничего не бывает зря. Впоследствии мы поняли, что дополнительный набор и сброс высоты дали нам возможность лучше адаптироваться к климату и высотам.

Идти вверх под весом 30-килограммового рюкзака на высоте 2500 метров ой как нелегко! Даже тем, кто не впервые в таких условиях. Уже на второй день похода, оставив позади зону лесов, мы резко начали чувствовать влияние быстро набранных почти 3 000 метров. Даже не удавалось как следует переварить вкусный ужин, приготовленный на горелках, поэтому участники группы невольно начали подкармливать местных сурков и многочисленных суетливых мышек.

К счастью, ночевка на мягкой густой траве и поддержка товарищей дали силы на следующий день отправиться дальше и добраться до перевала (3434 метра). А там — сказочный пейзаж! Ярко-голубые воды Большого Алматинского озера. Белые облака медленно движутся между огромных крутых гор…

Путь наш пролегал к озеру. Минуя метеостанцию, мы начали сбрасывать так тяжело набранную высоту с мечтой поплавать, смыть с себя трехдневную грязь и усталость, раствориться в невероятной голубизне озера. Какое же разочарование! Вода оказалась такой холодной, что сводило ноги…

Перевал Туристов

Переночевав недалеко от берега, мы двинулись в направлении перевала Туристов, к белоснежным склонам, которые маячили вдали. Погода менялась невероятно быстро — то смущала темными облаками, то ласкала солнышком, то пугала дождем и даже небольшим градом.

Так выглядит перевал Туристов

Подошли как можно ближе к перевалу, разбили лагерь. Не успели поставить палатки, как пошел град, а за ним и пушистый снег. За полчаса он спрятал дорогу, которой мы шли, укрыв все вокруг пятисантиметровым белым одеялом. Температура резко упала и, даже когда калейдоскоп погоды радовал ослепительным высокогорным солнцем, воздух так же холодил нам щеки.

Как правильно экипироваться для похода в горы…

Несмотря на тайные опасения, ночью в палатках было тепло — холод ночных заснеженных гор не пробрался в наши спальники. Зато тяжелые испытания ждали утром. Сначала надо было размять обледеневшие носки, которые приобрели форму того, на чем лежали, потом натянуть их на озябшие ноги и, наконец, втиснуть все это в туристические ботинки, мокрые внутри и с вычурным ледком снаружи. Ботинки промокли в ручьях, а за ночь в тамбуре палатки превратились в своеобразные орудия пыток…

В тот день мы так и не смогли покорить перевал, хотя были очень близки к цели. Остановила не усталость, тяжелые рюкзаки или замерзшие ботинки. Сдержала непогода: нулевая видимость, гроза с градом и дождем. Мы должны были остановиться под перевалом и разбить лагерь в безопасном месте, которое, кстати, было непросто найти. Куда ни глянь, под воздействием солнца и мороза сверху сыпались камни — от совсем маленьких до огромных глыб!

Шестой день похода встретили в четыре утра. Должны были пройти на перевал по замерзшему снегу, пока он не начал таять под солнечными лучами. Крюки, бахилы, ледорубы, альпинистские каски, рюкзаки. Немного усилий — и мы на перевале. 3930 метров! Как же мы гордились собой… Но не стоит и на минуту забывать, какими коварными могут быть горы. Поэтому, мы начали спуск, временами проваливаясь по колено в снег.

Чтобы добраться до следующего перевала, надо было преодолеть необозримые поля и россыпи острых камней, которые преследовали нас потом в снах.

К перевалу Попова

И вот опять мы встали рано утром, чтобы подойти к перевалу Попова промерзшей за ночь льдиной ледника. Вот где понадобились приобретенные на тренировках навыки ходьбы в связках и страхование при помощи ледоруба. Сердце стучало от волнения, но это было только начало. Когда со всех сторон обступили крутые склоны, стало еще страшнее. Казалось, это ошибка и на самом деле никакого перевала здесь нет. Но инструктор был уверен — надо уходить, и как можно скорее, потому что солнечные лучи штурмовали заснеженные склоны раньше нас. Поэтому, не теряя времени, но осторожно, понемногу зарываясь в смесь снега, льда и породы, мы продвигались вперед. Через два с половиной часа штурма, почти покорив перевал, мы стали свидетелями схода лавины на соседнем склоне. Она прогремела, слизав на своем пути ровненький чистый снежок. Удивительное зрелище завораживает, вгоняет человека в ступор. Достигнув маленькой, но ровной площадки, все члены команды вздохнули с облегчением. Все почувствовали, как воздух свободно вливается в легкие и возвращает к жизни.

Переправа через Юго-Восточный Талгар

Немного оправившись, начали спуск. По ту сторону перевала ждал еще один ледник. Он весь пронизан ручейками, которые дают начало могучей реке Жанжерик. Вдоль ее вспененных вод за полтора суток мы вышли к реке Юго-Восточный Талгар. А там новое испытание — переправа. Бурные воды Талгара берут начало из одноименного ледника на несколько километров выше от нашей стоянки. На своем пути река накапливает безудержную силу многочисленных ручьев. Ночью, когда солнце не топит снежную и ледовую красоту, течение слабеет. Этот факт и вдохновил нас на попытку переправиться рано утром. Выбрали широкое, без крупных валунов место, и подготовили снаряжение: десять метров веревки, одетая на каждом туристе система страхования, альпинистская каска, карабины, минимум одежды, чтобы потом меньше сушиться… Только с четвертого раза удалось перейти на тот берег одному из членов нашей команды и закрепить на нем веревку, по которой были переправлены все рюкзаки, а потом и люди.

Как ухаживать за треккинговой обувью после похода…

Через перевал Какбулак к красотам ледников Талгара

Наш последний перевал — Какбулак. Как оказалось впоследствии, он же и самый легкий. Хотя подходы к нему с обеих сторон очень сложны и требуют максимума внимания, постоянного контроля над ситуацией и молниеносных решений, от которых порой зависят жизни — твоя и друзей. Мы воочию увидели, что такое ледовый мостик; как в могучем теле ледника расходятся ужасные пропасти с водой, которая безумно мчится в небытие; как с каменистых недр под бешеным давлением из гор вытекает влага… И конечно, перед нами предстали во всей своей небывалой красоте ледники Талгара!

А по ту сторону нас торжественно встречали альпийские луга. Пологий склон был покрыт густой мягкой травой и изобиловал множеством цветов. Этот праздник жизни ввел нас в заблуждение. Показалось, что все сложности позади. За каждым поворотом ущелья, к которому мы подошли, виделся отдых на берегу спокойного озера Иссык, которое должно быть конечной точкой нашего маршрута…

Высокогорное озеро Ак-Коль

Но коварный Тянь-Шань в очередной раз преподнес нам сюрприз — высокогорное озеро Ак-Коль. Неземной красоты водоем прятал в себе опасность. Озеро образовалось в древние времена благодаря землетрясению и вызванному им камнепаду. Глыбы величиной с двухэтажный дом перегородили талой воде путь, образовав естественную плотину. Гранитное 60-метровое углубление заполнилось почти дистиллированной водой, которая имеет странный безжизненный цвет. На наше счастье, мы встретили ребят из селезащиты, которые пришли измерить уровень воды в озере. Они и рассказали, где пройти сыпучими склонами, которые круто сбегают к воде, и как лучше спускаться дальше через огромные камни. Через несколько километров от озера ледяная вода снова появилась на поверхности, преодолев каменные завалы. А верст через пять, в ущелье с крутыми склонами, нас встретили такие же огромные, как и все здесь, тянь-шаньские сосны.

В 1963 году этим ущельем прошли селевые потоки, которые смыли озеро Иссык, а за ним и поселок. После этих трагических событий перед озером построили грандиозную селезащитную дамбу. Мы и до сих пор не знаем, какое сооружение поразило нас сильнее — природное или рукотворное, — но переход верхушкой этого железобетонного монстра был достойным завершением нашего первого знакомства с Тянь-Шанем.

Хороший фильм-отчёт о поход по горам Заилийского Алатау

Если понравилось, поделитесь с друзьями: